После двоеточия в каком падеже перечисления. Правила оформления перечней


Перечни оформляются по общим правилам:
  1. римские цифры употребляются без скобок. После римских цифр ставится точка, а первое слово пишется с прописной буквы;
  2. после строчных букв (которые употребляются только со скобкой) и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;
  3. в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней).
Перечень может оформляться внутри абзаца. Перед перечислением в таком случае ставится двоеточие, используются строчные буквы или арабские цифры (с закрывающей скобкой). Первое слово в перечне пишется со строчной буквы, каждое положение отделяется друг от друга точкой с запятой. Например:
Почти каждая из тем сочинений может оказаться: а) исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»); Человек и его время в прозе А. И. Солженицына; б) этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет; в) публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе; г) философской: Проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перечень может оформляться и путем абзацного членения. В этих случаях могут использоваться арабские цифры без скобок (после которых ставится точка), первое слово пишется с прописной буквы, а в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак). Например:
Культура речи
  1. Речевая культура. Речевой этикет.
  2. Языковые нормы.
  3. Точность речи.
  4. Логичность речи.
  5. Основные черты информационной речи.
  6. Чистота речи.
  7. Речь, призывающая к действию.
  8. Выразительность речи.
  9. Убеждающая речь.
  10. Уместность речи.
  11. Стили русского литературного языка.
Если перечень одноступенчатый, то он может оформляться несколькими способами.
  1. способ
Фраза, которая вводит перечень, является конструкцией, продолжающей рубрики. После нее ставится двоеточие, пункты перечня сопровождаются ограничительным тире, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Основные части сочинения-отзыва:
  • мнение автора сочинения о прочитанном;
  • краткая характеристика произведения литературы (без подробного пересказа);
  • вывод: почему понравилось (не понравилось) данное произведение (или творчество конкретного писателя).
  1. способ
Фраза, вводящая перечень, является или законченным предложением, или конструкцией, которую продолжают рубрики. После нее ставится двоеточие; для нумерации используются либо строчные буквы русского алфавита, либо арабские цифры с закрывающей скобкой. Пункты перечня начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Чтобы сочинение было написано успешно необходимы:
  1. хорошее знание текста художественных произведений;
  2. знание литературно-критических работ, посвященных этим произведениям;
  3. знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
  4. знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
  5. умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
  6. владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
  7. умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
  8. наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
  9. владение языковой и стилистической грамотностью.
III способ
Предложение, вводящее перечень, - завершенное, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: некоторые, разные, следующие и т. п. Для нумерации обычно используются арабские цифры с точкой. Пункты перечня начинаются с прописной буквы:
В простейшем виде сочинение должно освещать следующие вопросы:
  1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
  2. Краткие сведения о писателе (необязательно).
  3. О чем говорится в книге (кратко).
  4. Главная мысль произведения.
  5. Главные герои. Кто из героев больше всего понравился (не понравился) и почему.
  6. Какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
  7. Советуете ли прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?
Если перечню необходимо двухступенчатое абзацное членение, то на практике применяются два варианта: 1) сначала используют римские цифры, а затем арабские (без скобки);
  1. сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем буквы русского алфавита (со скобкой).
  1. вариант
План к теме типа «Роль портретной характеристики...»
  1. Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
  2. Объем темы.
  3. Творческий метод (реалистическое или романтическое порт- ретирование), используемый писателем.
  4. Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) и их функции.
  1. Прямое портретирование (описание внешности человека).
  2. Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные, образ жизни, черты характера и др.).
  1. Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев.
  1. вариант
Анализ пейзажа
  1. Пейзаж как художественный прием.
  2. Функции пейзажа в художественном произведении:
а) дополнительное средство характеристики героя;
б) социально-историческая характеристика;
в) фон, декорация;
г) для характеристики психологического состояния героя;
д) философская;
е) символическре значение;
ж) композиционное значение;
з) как внесценический персонаж, действующее лицо.
При необходимости трехступенчатого членения перечня сначала используются римские цифры, потом арабские (без скобок), затем буквы русского алфавита или ограничительное тире.
План сравнительной характеристики героев
  1. Вступление. Проблематика и идейная направленность произведения.
  2. Образы, помогающие раскрыть главную идею произведения. Противопоставление образов.
  1. На каком основании можно сравнить образы:
а) по половому признаку (все темы типа «Женские образы...»);
б) по сходству черт характера (положительных или отрицательных);
в) по социальному положению (дворянство, купечество, «маленький человек», чиновничество, босяки, люмпены);
г) по роду занятий (помещик, крестьянин, студент, солдат, рабочий, офицер и т. п.);
д) по национальному признаку;
е) по мировоззрению;
ж) по принадлежности к одному и тому же поколению, эпохе.
  1. Что отличает их друг от друга (отличия могут быть проведены по тем же пунктам).
  2. В чем смысл сравнения образов (либо противопоставление, либо взаимодополнение).
  3. Значение образов для развития действия произведения.
  4. Характеристика образов друг друга (если есть).
  5. Как автор относится к этим героям (авторская оценка образов).
  1. Роль и значение сравниваемых образов для раскрытия главной идеи произведения.

В научных текстах часто встречаются перечисления (перечни). Используя перечисление, обращайте внимание на грамматическое и пунктуационное оформление.

8.1. Грамматическое оформление перечислений

Правило

Пример верного грамматического оформления

Пример неверного грамматического оформления

Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями:

временем доступа к данным на диске;

скоростью чтения и записи данных на диск.

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями (Т.п.):

время (И.п.) доступа к данным на диске;

скорость (И.п.) чтения и записи данных на диск.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

    с позиций морали и нравственности;

    с позиций гражданских и государственных;

    с позиций экономических.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с:

    позиций морали и нравственности;

    позиций гражданских и государственных;

    позиций экономических.

8.2. Пунктуационное оформление перечислений

Из чего состоит перечисление

Как оформляется перечисление

Схема

Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания)

Элементы перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой

Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово.

Развернутые словосочетания со своими знаками препинания

Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; после цифр и литер, которыми обозначаются элементы перечисления, ставится круглая скобка

    первое развернутое словосочетание;

    второе развернутое словосочетание;

    третье развернутое словосочетание.

Законченные фразы

Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится точка

    Первая фраза.

    Вторая фраза.

    Третья фраза.

9. Правила библиографического описания

9.1. Библиографический список должен включать все использованные источники, которые следует располагать в конце работы в алфавитном порядке. Образец оформления списка использованных источников в приложении № 5. Для облегчения ссылок в тексте список необходимо нумеровать.

9.2. Названия книг пишут с красной строки соблюдая следующие правила:

    Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

    Название произведения пишется без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок (также без кавычек), точка, тире.

    Выходные данные:

    место издания – с прописной буквы, Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) сокращенно (М., СПб., Л.), а другие города полностью; точка, двоеточие;

    том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире;

    выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире;

    порядковый номер издания – с прописной буквы сокращенно; точка, тире;

    год издания, точка.

9.3. Примеры оформления библиографического (алфавитного) списка литературы

Однотомные издания

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с.

3. Горбановский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999. - 215 с.

1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.:Гардарики, 2000.- 411 с.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995 г.г.) / Отв. ред. Е.А. Земская – М.: Наука, 1996. - 203 с.

4. Переводные издания

Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.

5. Сборники научных трудов, статей

1. Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-ва. - Рига, 1982. - 166 с.

2. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. - М., 1993.- 120 с.

6. Диссертация

Брынская О.П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979. - 210 с.

Волошинова Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дис. канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 16 с.

8. Словари, справочники

Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). - СПб. Златоуст, 1998. - 304 с.

Многотомные издания

1. Издание в целом

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1976-1984.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1982.

2. Отдельный том

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1978. - Т. II. - 215 с.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980. - Т. I. - 793 с.

Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.)

1. Из собрания сочинений

Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч. В 4 т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97-100

2. Из книги

Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113.

3. Из трудов, ученых записок и т.д.

Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213.

4. Из материалов семинаров, симпозиумов, конференций и т.д.

Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. научно-метод. конф. 31.01. – 01.02.1995. СПб., 1995. - С. 102-103.

5. Из журнала

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3. С. 63-90.

6. Из газеты

Когда в предложении ставится двоеточие? Его обычно используют в или там, где присутствуют выраженные любой частью речи. В данной статье мы расскажем о том, когда ставится двоеточие. Итак, ниже приведем список правил, которые регламентируют постановку данного и конкретные примеры. Когда ставится двоеточие?

Правила русского языка

1. В том случае, если после слов автора в предложении идет прямая речь. Примеры:
Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока».
Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Если в предложении не используется прямая речь и присутствует косвенная (например "Я подумал, что неплохо было бы прийти вовремя" ), то двоеточие не употребляется. Вместо него используются союзы и запятые.
2. Двоеточие ставится в том случае, если два предложения объединены в одно без помощи союзов, а вторая часть раскрывает смысл слов первой. Пример:
Мы наконец-то спустились с горы и осмотрелись: перед нами было чистейшее озеро.
Двое охранников увидели: воры все-таки сбежали.

3. Двоеточие ставится также, если предложение состоит из нескольких частей (составное). При этом возможны две ситуации:
. Вторая часть предложения раскрывает смысл первой. Пример:

Елена оказалась права: единственным человеком, который мог его остановить, был его отец.

Иван ему не доверял: боялся, что Семен снова его обманет.

Во второй части описана причина. Пример:
Я не просто так тебе не доверяла: ты всегда молчал и был крайне холоден.

4. Когда ставится двоеточие? В предложении после и перед перечислением чего-либо, которым оно заканчивается. Пример:
В этом доме проживали все его родственники: мама, отец, тетя, бабушка и теща. У нее в квартире было так чисто, что, казалось, блестело все: и посуда, и зеркала, и даже пол. В этом лесу водятся хищники: волки, лисы и медведи.
5. Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.

6. Двоеточие ставится в случае перечисления чего-либо, присутствия обобщающего слова или следующих слов: «как то», «например», «а именно». Примеры:

У него было много планов на ближайшее время, например: купить компьютер, съездить отдохнуть и жениться.

Евгения интересовали сведения о городе Астрахани, а именно: когда он был основан, сколько жителей в нем проживает и какие там есть достопримечательности.

Другие случаи

В каких случаях ставится двоеточие еще?
. В математике в качестве знака деления. Пример: 6:3=2.
. В информационных технологиях при обозначении компьютерных дисков. Пример: D: R: и так далее.
Теперь вы знаете, когда ставится двоеточие, и можете смело этим пользоваться. Часто по неграмотности или из-за невнимательности вместо данного знака препинания может был использован знак «тире». Это является недопустимым нарушением А в математике знак деления может обозначаться несколькими вариантами: 6/3=2 или 6:3=2.

В статье пойдет речь о том, как оформлять списки и перечни. Какие требования предъявляются с точки зрения пунктуации, удобства восприятия и общего юзабилити.

Обозначение элементов списка

Когда в предложении встречается перечисление существует два варианта его записи:

поставить двоеточие и перечислить составляющие перечня в одну строку, отделяя части запятыми;
создать перечень, в котором каждый элемент будет стоять на новой строке.

Второй вариант более предпочтителен с точки зрения восприятия текста и общего внешнего вида. Каждый элемент списка начинается с новой строки (пример 1).

Чтобы сделать визуальное оформление еще понятнее используют маркеры (пример 2). Маркерами выступают цифры арабского или римского алфавита, различные спецсимволы и буквы.

Списки делятся на простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 2) и составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

Глубина членения влияет на выбор символов, стоящих в начале каждого элемента списка. Например, четырех уровненный составной список выглядит так:

Т.е. с понижением уровня списка происходит переход от старших маркеров к более младшим. В общем случае иерарких маркеров выглядит следующим образом (от старших к младшим):

1. Римские цифры.
2. Арабские цифры с точкой.
3. Арабские цифры со скобкой.
4. Латинские или русские буквы со скобкой.
5. Спец. символы (тире, звездочки, точки).

Часто, чтобы не усложнять работу со списками, используют только арабские цифры. При этом для обозначения нижестоящего уровня к первой цифре прибавляют еще одну, отделяя их точкой:

Правило: если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 4).

Пунктуационное оформление списков (перечней)

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка (а после точки начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы). После арабских цифр со скобками, строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы.

Другая ситуация с использованием спец. символов. Если перед списком, в котором маркерами выступают спец. символы, стоит двоеточие, то каждый пункт начинается со строчной буквы, а в конце ставится точка с запятой. И только самый последний пункт оканчивается точкой. Так происходит потому, что такой список является одним предложением, представленным в виде перечня для удобства восприятия.

С другой стороны, если подобный перечень не является частью продолжения, то каждый элемент начинается с прописной буквы и оканчивается точкой. В этом случае мы имеем дело с перечнем предложений, отделенных друг от друга точками.

Это же правило действует на составные списки. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка. Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми

Если части перечня усложнены (внутри них несколько слов или есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Если внутри элемента присутствует самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы, то в конце него ставится точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

Начальные слова каждого элемента списка должны согласовываться между собой в роде, числе и падеже. А также все элементы списка должны согласовываться в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие.

Неправильно:

Последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными.

Неправильно:

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, вы познакомились с основными правилами построения и оформления ­списков (перечней). Надеюсь они помогут сделать ваши документы лучше.

С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.


Варианты оформления перечней:

I … предложение перед списком.

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

II … предложение перед списком:

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

III … предложение перед списком:

1) первый пункт;

2) второй пункт;

3) третий пункт.

В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?

Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.

Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).

При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.

Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.

Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.

Например, неправильными будут несогласованные варианты:

Я хотел рассказать маме:

* дела в школе;

* планы на каникулы;

* новости друзей.

Я хотел рассказать маме о:

* делах в школе;

* поехать в каникулы;

* хорошо покушать.

Данный список лучше было бы оформить следующим образом:

Я хотел рассказать маме:

* о делах в школе;

* о том, куда я хочу поехать на каникулы;

* о новостях друзей;

* о том, что я хочу хорошо покушать.

Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.

gastroguru © 2017